225 ЛЕТ ГЕНИЯ: ВЫСТАВКА БРЮЛЛОВА В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ

Окт 4, 2025 | Культура

Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка

Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург: выставка, где каждый шедевр — главный

С 10 июня 2025 года по 18 января 2026 года в Новой Третьяковке в Москве проходит масштабная выставка, посвящённая 225-летию со дня рождения одного из величайших мастеров русского искусства — Карла Павловича Брюллова. Проект под названием «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» предлагает зрителю не просто познакомиться с его творчеством, но взглянуть на него сквозь призму концепции genius loci — «дух / гений места».

Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка

Латинское выражение genius loci — «дух места» — давно стало культурологическим тропом, но в контексте этой выставки оно обретает новое, глубоко личное звучание. Кураторы задаются вопросом: как три великих города — Рим, Москва и Петербург — повлияли на формирование художника, чьё имя при жизни уже было синонимом «великого»? Как атмосфера каждого из этих городов, их свет, воздух, архитектура, социальная среда и даже климат отразились в его кисти?

Рим — город античности, где Брюллов создал своё знаменитое полотно «Последний день Помпеи» и впервые ощутил вкус международного признания. Петербург — имперская столица, где он учился, преподавал и писал парадные портреты аристократии. Москва — сердце России, где его искусство обрело новую, более интимную и лиричную грань. Выставка не просто хронологически раскладывает биографию художника, а погружает зрителя в атмосферу каждого из этих мест, позволяя почувствовать, где именно Брюллов находил своё «место силы».

«Последний день Помпеи»

170 произведений — и все — главные

Экспозиция объединила 170 произведений из 17 музеев России и Армении, а также из частных коллекций — многие из которых впервые предстают перед широкой публикой. Это не только знаменитые полотна, но и редкие графические работы, акварели, сепии, карандашные зарисовки и даже карикатуры — жанр, в котором Брюллов проявил неожиданную остроту и иронию.

Особое внимание уделяется разнообразию техник и жанров. Здесь вы увидите не только «Всадницу» — элегантный символ русского романтизма, — но и безлюдные пейзажи, бытовые сценки, почти журналистские зарисовки с натуры, монументальные исторические композиции и камерные портреты. Брюллов предстаёт во всём многообразии своего дарования: он не просто «великий портретист» — он универсальный художник, виртуоз во всём, за что берётся.

«Всадница»

Именно это многообразие делает выставку столь необычной. Здесь нет иерархии между «главным» и «второстепенным». Даже «Последний день Помпеи» — картина, которая в XIX веке буквально потрясла Европу и принесла Брюллову славу, сравнимую с Рубенсом или Рафаэлем, — не доминирует над остальными работами. Она представлена в диалоге с эскизами, набросками и подготовительными материалами, что позволяет увидеть не только результат, но и путь к нему — путь гения, ищущего форму для своего видения.

Особую ценность выставке придают произведения из частных собраний. Многие из них могут быть показаны публике впервые и, возможно, в последний раз. Это уникальная возможность увидеть Брюллова «в полный рост» — не через призму школьных учебников или репродукций, а в живом, дышащем многообразии его наследия.

«Гадающая Светлана»

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» — это не просто ретроспектива. Это путешествие по внутреннему миру художника, раскрывающее, как география становится частью творческой судьбы. Это приглашение пересмотреть привычные образы и открыть для себя Брюллова заново — как мастера, чьё искусство говорит на языке мест, эпох и чувств.

Для одних эта выставка станет подтверждением того, что они уже знали: Брюллов — гений. Для других — откровением. Но для всех — это шанс прикоснуться к живой истории, где каждая картина, каждый штрих, каждый вздох Рима, Москвы или Петербурга звучит как часть одной великой симфонии русского искусства.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году»

Не пропустите великолепные картины «Осада Пскова…» и «Итальянский полдень». Они — лишь часть того, что вас ждёт.

Автор: Елизавета Свешникова

Последнее